![]() |
Імена
Пропоную у цій темі розміщувати інформацію про слов"янські і варязькі імена.
Для початку уривки з статті польського дослідника: Имена, инициация и славянская культура До и сразу после распада Славянской Общности, то есть прежде чем славянские племена вошли в орбиту влияния чуждых культур, языческая традиция и обычаи не позволяли членам племенной общности, а тем более правящей элите, отступать от канона двучленного имени (600 - 1000 года нашей эры). Ребенок становился членом общества (задруги, ополя, племени, государства), когда переходил под мужскую опеку в возрасте 7 лет. Во время обряда инициации выбиралось новое имя, а старое имя, данное независимо от пола, под влиянием чувств и импульса матери, подлежало забвению. Новое осмысленное имя должно было соответствовать характеру ребенка либо качествам, которые хотели бы в нем видеть родители, если у ребенка был слабый характер, например: Богумил - пусть будет мил богу, Гостерад - пусть будет отличаться гостеприимством, Мстислав - пусть будет славен местью над врагами. Как видно, по славянским верованиям, имя было заклятием и магическим знаком, связанным с человеком, его носящим. Благодаря лексическим составляющим двучленных имен, сохраненных обычаями и традицией, мы многое узнаем о культуре и системе ценностей наших предков. Вот примеры из различных сфер жизни: Жизнь (суффиксы -быт, -жир) - Властибыт, Жирослав, Домажир. Положительные ценности (добро-, любо-, мило-, радо-) - Доброгост, Любомир, Радомир, Милострый. Отрицательные ценности (не-) - Никлот, Немир, Нерад. Смысл познания (мысли-, -мысл, -вид) - Мыслибор, Гостевид, Болемысл. Общественное устройство (держи-, гради-, влади-) - Держикрай, Градислав, Владимир. Гостеприимство (-гост) - Любогост, Доброгост, Радогост. Военная организация (-полк, вой-) - Святополк, Воислав. Боевая готовность (буди-, креси-) - Будивой, Кресислав. Борьба (бори-, рати-) - Боригнев, Ратибор. Достоинства воина (свято-, яро-, пако-) - Святомир, Ярослав, Пакослав. Честь, слава (чти-, -слав) - Чтибор, Томислав, Болеслав. Семья (брато-, -стрый, сестро-) - Братомил, Желистрый, Сестромил. Собственность (семи-) - Семемысл, Семавит. Вера (бог-, -бог) - Богуслав, Хвалибог, Молибог, Богухвал. Это примеры присутствия ценностей, чувств, верований, общинного образа жизни, организации жизни в условиях войны. Следует подчеркнуть то, что в системе славянских имен отсутствуют выступающие в системе имен других индоевропейских языков названия животных (!), оружия и реалий, связанных с занятиями населения. Славянские имена также более абстрактные, чем остальные индоевропейские имена. Джерело: http://www.midgard-info.ru/news/2007-11-20-37 |
Уривки зі статті про жіночі імена:
На початку статті мова йшла про те, що чоловічих імен часів царської Росії відомо набагато більше, ніж жіночих... „...Диспропорция мужских и женских имен была и в древнерусский период, во всяком случае, в той части, в какой дошли до нас дохристианские имена. При ярко выраженном патриархате мужчина, каким бы он ни был, неоспоримо считался хозяином дома и семьи. Женщина была хозяйкой лишь у себя в горнице и на кухне. Женщина брала на себя руководство домом и семьей лишь в случае, если муж надолго покидал дом, в связи с войной, какими-либо повинностями или умирал. Поэтому вполне естественно, что женские имена лишь очень ограниченно попадали в переписные книги и иные древние документы. В составленном на их основе словаре древнерусских имен Н. М. Тупикова мужских имен 5300, а женских — всего лишь 50. Среди них: Голуба, Добрава, Досада, Ждана, Любава, Малуша, Милава, Неждана, Некраса, Нелюба, Селянка, Смиренка, Чернавка (вспомним Чернавку из «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина)... ...По-видимому, женскими были древнерусские имена, которые обнаруживаются в составе современных фамилий: Большуха, Быструшка, Говоруха, Голубка, Жмура, Ждаха, Лебедка, Красава, Малена, Малина, Малуха, Милка, Милашечка, Милоха, Неулыба, Резвуха, Толстуха и ряд других. Однако с подобными реконструкциями приходится обращаться очень осторожно, поскольку в прошлом у мужчин были такие имена, которые мы сейчас с наибольшей вероятностью отнесли бы к женским. Даже такие древнерусские имена, как Матушка, Медведица, Корова, Клуша, которые, казалось бы, могли получить женщины в связи с различными особенностями характера и внешности, судя по дошедшим до нас документам, носили мужчины: Иван Романович Клуша Белеутов (вторая половина XV в.), Клуша — его древнерусское имя; Матушка Михаил Иванович Борисов-Бороздин, Матушка - его древнерусское имя, сравните именование его сына: Василий Михайлович Матушкин-Бороздин — от имени Матушка образована уже фамилия, наряду с наследственной Бороздин, которой звался весь род... ...Иногда в древности встречались своеобразные «отчества» от календарных имен матерей (при отсутствии оформленного брака) например, Олег Настасьич (запись 1187 г.) - сын князя Ярослава Галицького и его возлюбленной Анастасии... ...В современных прозвищах, а также в именах животных сохраняются голоски древнерусской именной системы. Тщательный сбор, изучение их, а также русских фамилий, помогут восстановлению древнерусских имен, а том числе женских.” (Суперанская А. Женские имена// Наука и жизнь. – 1991. - №7. с.77-78) |
Годинний пояс GMT +3, час: 02:39. |
vBulletin v3.5.3 (Український), Copyright ©2000-2025,
Переклад зробив Всеслав